СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Признание повстанцев (мятежников),

сепаратистов в качестве воюющей стороны, как правило, не допускается, поскольку вооруженный мятеж – это тягчайшее уголовное преступление. Однако в определенной политической ситуации мятежники получали признание. Так, некоторые государства в 80-х годах XX в. признали Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти (Сальвадор) в качестве «представительной политической силы». Однако подобные вопросы должны рассматриваться только при наличии совокупности условий, если повстанцы:

а) имеют свою легальную организацию;

б) имеют во главе лиц, ответственных за их действия;

в) установили свою власть на определенной территории;

г) соблюдают в своих действиях нормы и принципы права вооруженных конфликтов.

Несоблюдение хотя бы одного из этих условий делает невозможным и противоправным международное признание повстанцев.

Правопреемство в международном праве

– это переход международных прав, обязанностей и ответственности от одного государства к другому применительно к какой-либо территории. Правопреемство государств возникает в случаях, когда суверенитет одного государства на определенной территории заменяется суверенитетом другого государства. Исчерпывающего перечня обстоятельств правопреемства нет, но наиболее существенные из них определены Венскими конвенциями о правопреемстве государств в отношении договоров (1978), о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (198З).

Различают ситуации, вызывающие международное правопреемство:

♦ передача части территории одним государством другому государству (Конвенция 198З г., ст. 14, п. 1);

♦ отделение части территории государства и объединение с другим государством (цессия, аннексия территории) (Конвенция 1978 г., ст. 15) – например, аннексия Австрии в 19З8 г. Германией;

♦ возникновение нового государства – субъекта международного права в результате обретения им независимости (деколонизация) либо образование государства на части (или частях) территории, отделившейся (отделившихся) от существующего государства (Конвенция 198З г., ст. 18, п. 1);

♦ объединение двух или нескольких государств в одно государство, получающее статус преемника: создание федерации, слияние государств, инкорпорация государства (Конвенция 1978 г., ст. З1, п. 1, Конвенция 198З г., ст. 16) – например, объединение Сирии и Египта в ОАР в 1958 г., объединение Германии в 1990 г.;

♦ разделение государства или прекращение его существования и образование на частях его территории двух или нескольких государств; расчленение унитарного государства, распад федерации (Конвенция 1978 г., ст. З4, п. 1), объединение части территории, отделившейся от государства, с другим государством (Конвенция 198З г., ст. 17, п. 1–2) – например, распад Колумбии в 1829—18З1 гг., разделение Германии после 1945 г. на ГДР и ФРГ.

Объекты правопреемства – это все международные правоотношения, включающие ответственность, права и обязанности в отношении населения, территории, материальных и нематериальных благ, собственности и ресурсов, которые находились под суверенитетом государства-предшественника. Государство-преемник, следовательно, перенимает все заботы, которые вытекают из существа государства, его природы и державности. К ним относятся социально-экономический строй и государственное устройство. Такие вопросы иногда специально оговаривались в ситуациях правопреемства. Так, в англо-китайской декларации о Гонконге (1984) было определено, что после воссоединения Гонконга с Китаем социалистическая система не будет применяться в Специальном административном регионе Гонконг, а капиталистическая система останется неизменной в течение 50 лет. Однако фактическое пользование государством всеми правами в полном объеме зависит от признания его международной правосубъектности. Объектом правопреемства может выступать также и международная ответственность в случаях возмещения ущерба, причиненного противоправными действиями государства-предшественника. Правонарушения, порождающие материальную ответственность, обычно выражаются в действиях, которые вытекают из суверенитета, действий государственной власти вследствие осуществления контроля над территорией. В международно-правовой практике имелись случаи полного освобождения территории государства-преемника от всякой связи с последствиями противозаконных действий ее прежнего суверена.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10