СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

На защите суверенитета России стоят ее Вооруженные силы, другие войска, органы внутренних дел и силы национальной безопасности.

Юрисдикция

государства означает неотъемлемое свойство суверенитета, выражающее компетенцию государства по рассмотрению уголовных, гражданских и иных дел, а также деятельность органов государства, обеспечивающих исполнение национального законодательства. На своей территории государство осуществляет юрисдикцию в полном объеме. На некоторых территориях государства осуществляют юрисдикцию в ограниченном объеме. Например, в соответствии с Договором о космосе (1967) государство, запустившее космический объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над этим объектом и над любым экипажем объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле (ст. VIII). Прибрежное государство имеет юрисдикцию в исключительной экономической зоне в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды (Конвенция ООН по морскому праву, ст. 56). На континентальном шельфе прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа (ст. 77), оно осуществляет также юрисдикцию в отношении создания и эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений (ст. 80). Государство осуществляет юрисдикцию в отношении своих граждан и имущества, если они находятся на так называемой ничейной территории (например, в Антарктиде).

Понятие международной правосубъектности колониальных стран и народов

дано в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН (1960), провозгласившей необходимость ликвидации колониализма и неоколониализма, поставив всякое колониальное господство вне норм международного права. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 54 от 21 февраля 1984 г. установление и сохранение колониального господства квалифицируется как международное преступление. Правомерная борьба с ним должна вестись путем создания легальных органов власти, которым подчиняются законные вооруженные формирования. Сепаратизм – борьба за отделение части территории от государства, – не имеет ничего общего с борьбой против колониальной системы. Сепаратисты не вправе претендовать на статус борющейся нации как субъекта международного права и приобретать правоспособность:

а) вступать в сношения с другими субъектами международного права;

б) заключать с ними международные соглашения, в соответствии с которыми они принимают на себя определенные права и обязанности;

в) обмениваться официальными представительствами;

г) иметь свое представительство при международных организациях.

Международные организации

– производные субъекты международного права, которые приобретают правосубъектность в объеме, делегированном им государствами-учредителями, предусмотренном их уставами или иными учредительными актами, договорами и соглашениями. Кроме того, международные организации своими действиями могут приобретать права и брать на себя обязательства; они несут международно-правовую ответственность. Согласно своим уставам, международные организации могут заключать международные договоры, что является основным критерием международной правосубъектности. Международные организации и их должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами. Однако признание за международной организацией статуса субъекта международного права не ведет к уравниванию ее правового положения со статусом государства.

Международные договоры международных организаций отличаются от договоров, заключаемых между государствами. Если суверенное государство практически не ограничено в заключении международных договоров (это его суверенная воля), то международная организация может заключать только такие международные договоры, которые затрагивают проблемы, находящиеся в ее компетенции. Представительства при международных организациях и по функциям, и по правовому статусу отличаются от дипломатических представительств государств. Международно-правовая ответственность международных организаций не тождественна ответственности государств.

Международные организации не обладают ни суверенитетом (основным качеством субъекта международного права), ни территориальным верховенством. И каким бы ни был объем прав международных организаций – это производная правосубъектность, существенно отличающаяся от коренной правосубъектности суверенных государств по содержанию и предназначению. Поскольку само существование международных организаций зависит от воли государств, которые вправе прекратить или ограничить их деятельность, в консультативном заключении Международного суда от 11 апреля 1949 г. отмечается, что ООН в значительной мере обладает правосубъектностью и способностью совершать правовые действия на международном уровне, ибо иначе эта организация не могла бы выполнять своих функций. ООН является субъектом международного права. Это не означает признания ее государством или «сверхгосударством».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8