ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Отрасли международного права

объединяют нормы, имеющие особый предмет (объект) регулирования – однородные, своеобразные и качественно обособленные отношения государств – например, право международных договоров, дипломатическое и консульское право, право международных организаций и др. Отрасли международного права имеют, как правило, значительное количество источников норм и принципов. Некоторые отрасли (международное морское право, дипломатическое право) существуют с давних времен, другие (международное космическое право) возникли сравнительно недавно. Отраслевое деление международного права имеет теоретическое назначение и во многом формируется по общности научных воззрений специалистов. На практике могут существовать дробления или классификации международно-правовой материи и по другим признакам (институтам, направлениям, ветвям, массивам), но категория «отрасли международного права» – это общепринятое, исторически сложившееся представление о конкретных общностях юридических норм. Институты международного права выделяют также умозрительно, но исходя из того, что они имеют более узкое, чем отрасли, предметное содержание. Например, отрасль международного морского права включает институты территориальных вод, прилежащей зоны, континентального шельфа и др.

Кодификация международного права

представляет собой совершенствование, более точную формулировку и систематизацию норм международного права и выражается в том, что его принципы и нормы:

а) уточняются и уясняются;

б) изменяются (модифицируются) и дополняются;

в) обновляются и специализируются;

г) сводятся воедино и унифицируются.

В процессе кодификации несогласованные нормы различных международных правовых актов упорядочиваются и приводятся в единую логичную, гармоничную и удобную для применения систему «в тех областях, в которых имеются определенные положения, установленные обширной государственной практикой, прецедентами и доктриной». Неотъемлемый от кодификации процесс непрерывного совершенствования международного права выражается категорией прогрессивного развития международного права, впервые закрепленной в ст. 1З Устава ООН. На развитие международного права оказывают влияние многие новые тенденции в области международных отношений. Поэтому процесс кодификации включает изучение современного состояния международного права, в том числе: выяснение, не возникали ли новые вопросы, которые могут быть предметом кодификации или стимулом для прогрессивного развития, а также не появилась ли необходимость предоставить приоритет каким-либо вопросам и не уместен ли более широкий подход к каким-либо из них. В результате кодификации дается ясное представление о правилах, действующих в той или иной области международного общения и юридически обязательных для всех государств; «кодификация наглядно показывает правительствам и народам, какими должны быть правомерное поведение государств, их акции и мероприятия на международной арене».

Соотношение внутригосударственного законодательства и международного права

определяется тем, что международное право обладает большей силой, поскольку с его помощью государство как генератор законов внутри себя самоутверждается среди равноправных членов мирового сообщества. Международное и внутригосударственное право взаимно дополняют друг друга. В науке международного права выделяются две точки зрения: согласно одной из них, правовые системы государств и международное право развиваются относительно независимо, но одновременно и во взаимосвязи друг с другом; согласно другой, внутригосударственная правовая система и международное право находятся в определенном соподчинении, а именно: или внутреннее право господствует над международным, или международное право право доминирует над внутренним. Отсюда берет свое начало теория верховенства (примата) международного права над внутренним правом. Однако решение этого теоретического вопроса не может быть сведено к утверждению формального приоритета внутреннего или международного права. Они находятся в диалектическом единстве и на равных сосуществуют в международной жизни.

Международно-правовые нормы адресованы прежде всего государствам – субъектам международного права. Но юридические и физические лица непосредственно наделяются правами и обязанностями не посредством международно-правовых норм, а внутригосударственным законодательством, которое имеет властную природу. Международное право как результат согласования воль властей, нередко – компромисса, опосредовано национальным законодательством. Поэтому всякая суверенная власть обязана внедрить (встроить) норму международного права в свое законодательство. Этот процесс внедрения именуется имплементацией.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7