ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Исполнение норм международного права

происходит добровольно или принудительно, т. е. посредством применения с а н к ц и й со стороны ООН. Санкции могут быть экономическими (торговое эмбарго), дипломатическими (разрыв дипломатических отношений) или военными (применение вооруженных сил для поддержания или восстановления мира).

Торговое эмбарго – запрет на поставки определенных товаров (например, на товары военного назначения) – может быть применено для противодействия антигуманному или противоправному поведению государств. Совет Безопасности ООН применял торговые санкции к Анголе, Гаити, Ираку, Либерии, Ливии, Руанде, Сомали и республикам на территории бывшей Югославии. Однако торговые и дипломатические санкции действуют не сразу и не всегда эффективны. Наибольший ущерб наносится простым гражданам страны, которые не всегда имеют возможность повлиять на поведение своего правительства. С другой стороны, правители и лидеры стран находятся подчас в плену своей собственной логики поведения и по ряду объективных обстоятельств лишены возможности реагировать на санкции. Чем более они изолированы от собственного народа, тем более изолированы они и от санкций.

Военные санкции вправе применять Совет Безопасности ООН. Согласно главе VII Устава ООН, Совет Безопасности определяет порядок действий в ситуации угрозы миру, нарушения мира, агрессии. В этой главе Устава ООН освещены только наиболее опасные и сложные случаи, которые уже вышли или выходят из-под контроля и грозят опасностью применения военной силы. Однако Совет Безопасности ни разу не применял, а лишь санкционировал применение силы в целях прекращения акта агрессии. Так, после вторжения войск Ирака в Кувейт Совет Безопасности уполномочил государства на проведение операции в Персидском заливе, поручив им использовать все необходимое для восстановления международного мира и безопасности.

В иных случаях международные нормы приводятся в исполнение естественным образом. Например, государства вправе прибегнуть к самостоятельным мерам (самопомощи) по обеспечению международных норм вплоть до законных репрессалий против правительства, которое нарушает свои правовые обязательства. Законные репрессалии могут включать экономические и политические контрмеры, которые должны быть соразмерны серьезности нарушения. Многосторонние меры по обеспечению международных норм могут включать политическое давление со стороны международных организаций. В области прав человека международное право устанавливает специальные процедуры и создает органы, обеспечивающие выполнение норм. В случаях непреднамеренного и неумышленного нарушения норм международного права их действие восстанавливается на началах добровольного и взаимного согласия. При этом стороны используют процедуры уведомления, взаимопомощи с учетом имеющихся возможностей, финансовых, технических и иных ресурсов. В частности, Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), согласно их уставам, вправе оказывать помощь и поддержку государствам-участникам для выполнения ими международно-правовых обязательств по погашению кредитов и уплате членских взносов. Конечно же, система выполнения международных норм еще не достигла совершенства, в ней много сложностей и противоречий. Несмотря на это государства выражают все большую заинтересованность в эффективной реализации норм международного права.

Международно-правовая норма

означает правило поведения государств, которое они признают юридически обязательным и соблюдают во взаимных отношениях. Регламентируя международные отношения, норма не сочетает в себе гипотезу, диспозицию и санкцию, присущие норме внутригосударственного права. Норма международного права обращена к государствам не как выражение воли власти, а как добровольное принятие самой государственной властью того или иного обязательства к руководству и исполнению. Особое значение международно-правовая норма приобретает в связи с тем, что от ее исполнения зависит авторитет страны в мире и качество межгосударственного сотрудничества.

Международная законодательная процедура происходит путем согласования воль государств и выработки ими правил своего обязательного поведения. Создание норм международного права отличается от внутригосударственных законодательных процедур тем, что в международных отношениях нет законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы для государств без их участия. Только государства – субъекты международного права взаимоприемлемыми соглашениями оформляют юридически обязательные нормы. Международно-правовые нормы могут быть явно выраженными (оформленными в договоре) или подразумеваемыми (закрепленными в обычаях, обыкновениях дипломатического этикета). В международном праве нормы могут дополняться, изменяться и развиваться, но они менее подвижны, чем нормы внутригосударственного законодательства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7