Комментарий

Предполетный медицинский осмотр членов экипажа гражданского воздушного судна, выполняющего в течение рабочего времени несколько рейсов, проводится один раз перед вылетом.

Послеполетный (послесменный) медицинский осмотр членов летного и кабинного экипажей, диспетчеров УВД проводится по медицинским показаниям.

В случае отстранения от полета при наличии жалоб, заболевания, утомления, недостаточного предполетного отдыха, нарушения режима питания, установления факта употребления алкогольных напитков или наркотических средств медицинский работник делает запись в журнале отстранения от полетов (дежурства) (приложение № 3), выдает справку об отстранении от полета (дежурства) (приложение № 4), докладывает руководителю полетов, диспетчеру аэродромно-диспетчерского пункта и направляет в лечебное учреждение.

4. Рабочее время и время отдыха работников воздушного транспорта

Членам экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотам, штурманам, бортинженерам, бортмеханикам, бортрадистам, бортоператорам) за работу с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда установлена 36-часовая рабочая неделя при выполнении летной работы (Постановление Минтруда РФ от 12.07.1999 № 22).

Для экипажей воздушных судов устанавливаются суточные, месячные и годовые нормы летного времени. Для экипажей, выполняющих авиационные работы, а также учебные или тренировочные полеты, устанавливается, кроме того, предельное количество полетов в течение рабочего дня. Правила обеспечения предполетного отдыха, нормы и ограничения, касающиеся порядка назначения экипажей в полет и длительности его, определяются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ», утвержденным Приказом Минтранса РФ от 21.11.2005 № 139 .

Рабочее время члена экипажа воздушного судна состоит из времени полетной смены, времени работы на земле между полетными сменами и времени перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя. Нормальная продолжительность рабочего времени члена летного экипажа и бортоператора не может превышать 36 часов в неделю, а бортпроводника – 40 часов в неделю.

Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы члена экипажа не может превышать 8 часов. Максимально допустимая продолжительность полетного времени при выполнении полетов на всех типах воздушных судов не может превышать 80 часов в месяц и 800 часов в год.

Работодатель должен обеспечить предоставление следующих периодов времени для прохождения членом экипажа обязательного медицинского освидетельствования: квартальное медицинское освидетельствование – два календарных дня; полугодовое и годовое медицинское освидетельствование – четыре календарных дня.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 30.01.2004 № 10 установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени диспетчера УВД не может превышать 36 часов в неделю, то есть продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 7,2 часа с понедельника по пятницу включительно с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

В тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает максимально допустимую продолжительность ежедневной работы, для диспетчера УВД вводится сменная работа. При сменной работе диспетчер УВД должен производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. Работа в течение двух смен подряд запрещается (ст. 103 ТК РФ).

Графики сменности доводятся до сведения диспетчеров УВД не позднее чем за один месяц до введения их в действие.

В тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, для диспетчера УВД применяется суммированный учет рабочего времени. При суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы не может превышать в дневное время – 9 часов, в ночное время – 12 часов.

В течение рабочего дня (смены) диспетчеру УВД должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Отраслевыми правилам по охране труда при работе со спецжидкостями в организациях гражданской авиации, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 20 марта 2003 г . № 27 (раздел VII) установлено, что режимы труда и отдыха при работе со спецжидкостями устанавливаются в соответствии с нормами трудового законодательства РФ, а также характера производственной деятельности и динамики функционального состояния работающих.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7