Утверждены Приказом Минтранса России от 14 октября 2002 г . № 129

• Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ;

• Положение о паспорте моряка, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.12.1997 № 1508;

• Положение о диспетчерском регулировании движения судов по внутренним водным путям РФ, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 24.04.2002 № 55;

• Распоряжение Минтранса РФ от 17 июля 2002 г . № НС-101-р «О мерах по улучшению условий и охраны труда в организациях внутреннего водного транспорта»;

• Правила плавания по внутренним водным путям РФ, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 № 129 ;

• Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 24.12.2002 № 158;

• Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.05.2005 № 349.

2. Особенности использования труда работников водного транспорта

Правовую основу для регулирования трудовых отношений, возникающих на судах, плавающих под государственным флагом РФ, составляют, прежде всего: Кодекс торгового мореплавания РФ и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ. И в первом, и во втором Кодексах есть статьи, посвященные регулированию трудовых отношений на судне, которые основываются на заключении членами экипажа судна трудового договора с судовладельцем.

Так, в п. 1 ст. 57 Кодекса торгового мореплавания РФ сказано, что порядок приема на работу членов экипажа судна, их права и обязанности, условия труда и оплаты, а также порядок и основания их увольнения определяются законодательством РФ о труде, настоящим Кодексом, уставами службы на судах и уставами о дисциплине, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.

В свою очередь, в п. 2 ст. 28 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ сказано, что трудовые отношения членов экипажа судна и судовладельца регулируются законодательством РФ о труде, настоящим Кодексом, уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, а также уставом о дисциплине, утвержденным Правительством РФ, отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами (соглашениями) и трудовыми договорами.

В п. 2 ст. 57 Кодекса торгового мореплавания РФ особо указано на то, что никто из членов экипажа не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна. То есть капитан судна не обладает правом найма и увольнения членов экипажа, поскольку такое право принадлежит судовладельцу. Но капитан выступает в данной ситуации как представитель работодателя-судовладельца, от имени которого на капитана судна возлагается управление судном, а также осуществление других обязанностей, в том числе и поддержание порядка на судне.

К работе на судне допускаются лица, имеющие свидетельства, удостоверяющие их годность к такой работе по состоянию здоровья.

Повышенные требования установлены при приеме на работу членов экипажей судов: проведение освидетельствования, истребование документов о необходимом образовании (для занятия должностей командного состава, например капитана, штурмана, требуется наличие двух документов – о соответствующем специальном образовании и о праве на управление судном конкретной группы, а также определенный стаж плавания).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6