Доказывание по делам об обжаловании действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей

При применении указанных норм следует иметь в виду, что взыскание по долгам учреждений, финансируемых из федерального бюджета, может быть обращено на денежные средства исключительно в пределах целевых назначений в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ. Исполнительные листы по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, направляются в Министерство финансов РФ для исполнения им в порядке, установленном Правительством РФ []. Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, а также по взысканию средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства, службой судебных приставов не производится (ст. ст. 133 – 135 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. №186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» []). Взыскание на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства, производится органами федерального казначейства [].

Приведенные нормы приняты в развитие норм Бюджетного кодекса РФ об адресности и целевом характере бюджетных средств (ст. ст. 38, 70).

Обращение взыскания на денежные средства должника-организации получателя средств федерального бюджета в нарушение указанных правил может быть оспорено должником в суде (ст. 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Предмет доказывания:

• наличие оснований для применения мер принудительного исполнения (ст. 44 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

• возбуждение исполнительного производства. Судебная практика исходит из того, что совершение исполнительных действий не допускается без возбуждения исполнительного производства;

• истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения исполнительного документа;

• неисполнение должником исполнительного документа в указанный срок;

• обращение взыскания на денежные средства должника-организации (ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

• источники финансирования организации-должника (ст. ст. 133, 135 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год»);

• правовой режим денежных средств, на которые обращено взыскание, имея в виду их целевое назначение (ст. ст. 133, 135 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год»).

Распределение обязанностей по доказыванию. В соответствии со ст. 249 ГПК обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Исходя из этого, а также из общего правила распределения обязанностей по доказыванию (ст. 56 ГПК), обращение взыскания на денежные средства, их правовой режим и источники собственного финансирования должен доказать должник, а правомерность обращения на них взыскания (наличие оснований для применения такой меры принудительного исполнения) – судебный пристав-исполнитель.

Необходимые доказательства:

1) возбуждение исполнительного производства:

• копия постановления о возбуждении исполнительного производства;

2) обращение взыскания на денежные средства должника-организации:

• справка налогового органа о счетах организации-должника в банках;

• копия инкассового поручения;

• копия постановления о наложении ареста;

• копия акта описи и ареста;

3) источники финансирования организации-должника:

• учредительные документы организации-должника;

• смета доходов и расходов организации-должника и т.д.;

4) правовой режим денежных средств, на которые обращено взыскание:

• смета доходов и расходов организации-должника;

• справка обслуживающего банка и т.д. 1.3. Дела об обращении взыскания на имущество должников-организаций

В соответствии со ст. ст. 45, 46 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» одной из мер принудительного исполнения является обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации.

Обращение взыскания на имущество должника-организации производится в случае отсутствия у него денежных средств, достаточных для погашения задолженности. Взыскание может быть обращено на имущество, принадлежащее организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота либо ограничиваемого в нем, имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями, а также имущества религиозных организаций богослужебного назначения (ст. ст. 46, 58 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст. ст. 56, 120, 298 ГК РФ, ст. 21 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» []) []. При этом Федеральный закон «Об исполнительном производстве» устанавливает очередность обращения взыскания на имущество должника-организации (ст. 59) и предусматривает, что в случае ареста принадлежащего должнику-организации имущества третьей очереди о произведенном аресте имущества судебный пристав-исполнитель уведомляет государственный орган по делам о несостоятельности (банкротстве), а в случае осуществления последним действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) организации-должника исполнение исполнительного документа отсрочивается (ст. 60).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9