Доказывание по делам об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан

• непредставление должностному лицу, ответственному за регистрацию, документа, удостоверяющего личность заявителя;

• непредставление должностному лицу, ответственному за регистрацию, военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу (для лиц, обязанных состоять на воинском учете);

• непредставление должностному лицу, ответственному за регистрацию, документа, являющегося основанием для вселения заявителя в жилое помещение, или его надлежаще заверенной копии. Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не содержит каких-либо оснований к отказу в регистрации гражданина по месту жительства. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. №713, изначально содержали четыре таких основания. Все они признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, в связи с чем Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в этой части утратили силу и применению не подлежат []. Исходя из содержания мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. №4-П, отказ в регистрации гражданина по месту жительства возможен лишь по мотиву непредставления заявителем должностному лицу, ответственному за регистрацию, документов, указанных в ст. 6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». С учетом изложенного в делах об отказе в регистрации по месту жительства не имеют юридического значения такие обстоятельства, как размер жилой площади, освобождение жилого помещения лицами, утратившими право пользования им (в частности, бывшим собственником при продаже или ином отчуждении жилого помещения), наличие у заявителя родственных связей с проживающими в жилом помещении гражданами, состояние здоровья вселяемого, пригодность помещения для проживания, наличие и продолжительность регистрации заявителя на определенной территории, уплата установленного законом регистрационного сбора и проч. ;

4) нарушение прав (свобод) заявителя или создание препятствий к их осуществлению отказом в регистрации по месту жительства или уклонением от таковой, в частности, права свободного передвижения и выбора места жительства, права пользования жилым помещением, принадлежащим гражданину на праве собственности и др. (ст. ст. 254, 255 ГПК, ст. ст. 1, 2, 7 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» []).

Распределение обязанностей по доказыванию. Обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела (ст. 249 ГПК).

Более удачно правило распределения обязанностей по доказыванию в делах об оспаривании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, изложено в ст. 6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», по которой на государственные органы, органы местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, решения которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность доказать законность обжалуемых решений; гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых решений, но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7