МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Новыми аспектами совершенствования международного сотрудничества в борьбе с преступностью является взаимодействие правоохранительных органов России с международными уголовными судами. Качественно новых и немалых усилий со стороны правовой системы нашей страны потребует Римский статут Международного уголовного суда (2000).

Россия является участником универсальных межгосударственных договоров, обеспечивает, чтобы они были подкреплены межведомственными соглашениями о сотрудничестве между министерствами внутренних дел и другими правоохранительными органами. Россия заключила около 100 двусторонних соглашений в области антинаркотического сотрудничества. В целях объединения усилий правоохранительных органов государств по противодействию незаконному обороту наркотических средств в нашей стране создан федеральный орган исполнительной власти, который взаимодействует с зарубежными партнерами по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Активно развивается международно-правовая база сотрудничества государств СНГ: Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с преступностью (1998); Договор о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с терроризмом (1999) и др. При этом большое внимание уделяется регламентации взаимодействия в приграничных регионах, в том числе современным, нетрадиционным формам сотрудничества (например, таким, как преследование по горячим следам и осуществление наблюдения за подозреваемыми лицами на территории сопредельного государства). В рамках СНГ действуют координационные органы: Совет министров внутренних дел, а также Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ.

Надежной опорой сотрудничества в борьбе с преступностью являются межправительственные соглашения рамочного характера, в соответствии с которыми правоохранительные органы могут непосредственно сотрудничать друг с другом. Такие соглашения подписаны с Бельгией, Данией, Португалией, Словенией и другими государствами. Действуют двусторонние соглашения о сотрудничестве между МВД Российской Федерации и Министерством юстиции и общественного порядка Республики Кипр (1999), а также два соглашения: о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной деятельности (1998) и о сотрудничестве в области борьбы с незаконным оборотом алкогольной продукции (1999).

На органы внутренних дел возложена ответственность по обеспечению безопасности и охраны находящихся на территории России дипломатических представительств и консульских учреждений, их персонала, штаб-квартир международных межправительственных организаций и их должностных лиц (в частности, во исполнение обязательств по Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961), Венской конвенции о консульских сношениях (1963), Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой (1973).

В целях эффективной борьбы с международными преступлениями большое значение имеет урегулирование вопроса выдачи преступников – экстрадиции,

под которой понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству по требованию последнего для привлечения к уголовной ответственности или приведения в исполнение вступившего в законную силу приговора. Право выдачи преступника – это суверенное право каждого государства. Государство обязано выдать преступника, если это предусмотрено специальным соглашением. Если такого соглашения нет, то государство может не выдавать преступника. Выдачи преступника может требовать:

а) государство, гражданином которого является преступник;

б) государство, на территории которого совершено преступление;

в) государство, которому нанесен ущерб в результате совершенного преступления.

Государство может отказать в выдаче преступника, если:

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12