ПРАВО ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Содержание норм о наказании отдельных физических лиц раскрывается в Женевских конвенциях о защите жертв войны (1949), в Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954) и в других актах, согласно которым государства обязаны ввести в действие национальные законы, необходимые для обеспечения эффективных уголовных наказаний лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные нарушения конвенций. Это обязательство возложено на все государства: как на воюющие, так и невоюющие. Наказание должно применяться ко всем виновным: гражданам своих стран, воюющих стран и иностранцам. Наказание обязательно независимо от места, времени совершения и характера преступления.

В международно-правовых актах сформулировано понятие «военный преступник», под которым понимается лицо, совершившее преступление против мира, человечности, законов и обычаев ведения войны. Уголовная ответственность военных преступников за совершенные ими преступления может осуществляться в двух формах. Во-первых, государство в соответствии со своим национальным законодательством может само судить военных преступников или выдавать их для суда другим заинтересованным государствам, на территории которых они совершили преступление. Во-вторых, в отдельных случаях государства могут создавать международные суды для наказания военных преступников. Международные военные трибуналы, созданные после Второй мировой войны, провели два процесса над главными военными преступниками: Нюрнбергский и Токийский.

Н ю р н б е р г с к и й процесс над 23 главными нацистскими военными преступниками продлился с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Суду были преданы высшие государственные и военные руководители фашистской Германии, которым было предъявлено обвинение в совершении преступлений, перечисленных в ст. 6 Устава Международного военного трибунала.

Токийский процесс над главными японскими военными преступниками прошел с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 г. Суду были преданы 28 государственных и военных руководителей, дипломаты Японии. Особое место среди преступлений, совершенных обвиняемыми, занимали военные преступления, которые включали в себя убийства и жестокое обращение с военнопленными, а также с лицами, находящимися в открытом море; бесцельное разрушение городов, населенных пунктов и опустошения, не оправданные военной необходимостью; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; ведение войны без объявления.

Значение уставов и приговоров международных военных трибуналов заключается в том, что они со всей категоричностью подтвердили принцип индивидуальной уголовной ответственности за совершение агрессии, нарушение законов и обычаев ведения войны. Отвергая попытки защиты немецких военных преступников прикрыться доктриной государственного акта и свести все дело к ответственности лишь государства как такового, Нюрнбергский приговор провозгласил: преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями, и только путем наказания отдельных лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены нормы международного права. Таким образом, современное право вооруженных конфликтов категорично отвергает попытки переложить всю вину за нарушение законов и обычаев войны на государство.

Нюрнбергский и Токийский процессы имели огромное значение для дальнейшего развития международного права. Принципы, изложенные в уставах и приговорах этих трибуналов, были подтверждены резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН № 3 (1946) и № 95 (1946) и стали общепризнанными принципами современного международного права. Сформулированная в международно-правовых актах норма об уголовной ответственности отдельных лиц является логическим и юридическим следствием факта осуждения и запрещения агрессивной войны как тягчайшего международного преступления.

Другая форма уголовной ответственности военных преступников – привлечение их к суду отдельных государств. Так, еще в ходе Великой Отечественной войны были проведены судебные процессы над гитлеровскими военными преступниками в Харькове, Смоленске, Краснодаре, Киеве, Минске и других городах.

В связи с уголовной ответственностью отдельных физических лиц за нарушение норм права вооруженных конфликтов встает вопрос о выдаче военных преступников тому государству, на территории которого они совершили свои преступные деяния. Норма о выдаче военных преступников закреплена, в частности, в Московской декларации (1943): стороны заявили, что военные преступники будут отосланы в страны, в которых были совершены их действия, для того чтобы они могли быть судимы и наказаны. В мирных договорах 1947 г. (с Италией – ст. 45; с Румынией и Венгрией – ст. 6; с Болгарией – ст. 5; с Финляндией – ст. 9) закреплялась норма, согласно которой выдаче подлежали и граждане собственной страны, если они совершили военные преступления. В феврале 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН предложила всем членам ООН принять меры по розыску, аресту и высылке военных преступников в те страны, где они совершили свои ужасные деяния, для предания их суду и наказанию по законам этих стран. 31 октября 1947 г. Генеральная Ассамблея вновь потребовала от государств-членов продолжать выполнять лежащие на них обязанности по выдаче и преданию суду преступников войны.

Перейти на страницу: 15 16 17 18 19 20 21