МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

Третьим принципом международного воздушного права является принцип обеспечения безопасности полетов самолетов гражданской авиации.

Он обязывает государства: а)принимать меры, обеспечивающие надежность авиационной техники, аэропортов и служб; б) вести борьбу с незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации.

Однако перечень принципов международного воздушного права не является исчерпывающим. Например, можно говорить о принципе иммунитета военных летательных аппаратов, которые выступают как органы государства, предназначенные для защиты его прав и интересов. Военный самолет должен иметь опознавательные знаки, находиться под командованием офицера, состоящего на службе данного государства, иметь соответствующий экипаж, подчиненный воинской дисциплине. Находясь в воздушном пространстве над суверенными государствами или над открытым морем, самолет пользуется иммунитетом от иностранной юрисдикции, свободой от административного и иного принуждения.

Воздушное пространство подразделяют на следующие виды: а) воздушное пространство над государственной территорией, включая воздушное пространство над территориальным морем; б) воздушное пространство над территориями, не находящимися под суверенитетом государств (открытое море, Антарктика и др.). В зависимости от этого: 1) воздушное пространство над сухопутной территорией государства, а также над его внутренними и территориальными водами является государственной территорией; оно неприкосновенно, и государство осуществляет над ним полный и исключительный суверенитет; 2) воздушное пространство над экономическими зонами, открытым морем, Антарктикой свободно для полетов всех видов самолетов с учетом правового режима этих вод.

Правовой режим воздушного пространства

государства определяет совокупность юридических норм, устанавливающих права государств в отношении их воздушного пространства и порядка его использования, включая воздушные перемещения, правовое положение воздушных судов, их экипажей и пассажиров. Он устанавливается исходя из политических, экономических и оборонных интересов государства. Его главной составной частью является решение вопросов использования воздушного пространства и деятельности в области авиации, направленных на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороноспособности и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности. Концепция модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 г. определяют меры по соблюдению Российской Федерацией норм и принципов международного воздушного права.

Правовой режим устанавливается национальными актами с учетом международных соглашений, таких, как Чикагская конвенция о международной гражданской авиации (1944), Договор «по открытому небу» (1992) и др.

Режим «открытого неба»

предусматривает, что каждое государство-участник названного договора обязано принимать наблюдательные полеты над своей территорией и имеет право проводить такие же полеты над территорией любого другого государства-участника в равном количестве. Совокупное количество наблюдательных полетов, которое каждое государство-участник обязано принимать над своей территорией, квотируется ежегодно в рамках деятельности Консультативной комиссии по «открытому небу».

Согласно Воздушному кодексу РФ, Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении своего воздушного пространства (ст. 1). Это значит, что только России принадлежит право установления правового режима в своем воздушном пространстве, право запрещать или разрешать полеты иностранных судов в воздушном пространстве страны.

Воздушное законодательство России состоит из Воздушного кодекса, федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

Использование воздушного пространства России представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и т. д), а также другая деятельность, которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т. п.). Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (Воздушный кодекс РФ, ст. 11).

Перейти на страницу: 1 2 3 4