МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО

Значение этой отрасли современного международного права существенно возросло в начале XXI в., так как использование Мирового океана превратилось в одну из глобальных проблем, вокруг решения которой развернулась острая борьба различных групп государств; активизировалась деятельность государств по освоению Мирового океана, повысилась роль Мирового океана в обеспечении мира и международной безопасности. В связи с этим повысилась роль военных флотов в осуществлении внешней политики государств.

Международное морское право

– совокупность юридических норм и принципов, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих отношения между государствами в связи с их деятельностью в акватории Мирового океана.

Дальнейшее сотрудничество государств в освоении Мирового океана во многом будет зависеть от того, какой международный правопорядок здесь будет поддерживаться. С принятием Конвенции ООН по морскому праву (1982) эта отрасль международного права была значительно кодифицирована. Конвенция регулирует все основные виды морской деятельности государств: международное судоходство, рыболовство и другие виды морского промысла, разведку и разработку различных районов морского дна, проведение морских научных исследований, защиту и сохранение морской среды, охрану живых ресурсов моря, возведение искусственных островов, установок и сооружений.

Различные аспекты международного морского права, в том числе вопросы военного мореплавания, были исследованы в трудах отечественных юристов-международников.

Внутренние воды –

это воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориальных вод (Конвенция ООН по морскому праву, ст. 8), они считаются государственной территорией прибрежного государства, находящейся под его полным суверенитетом. К внутренним водам относятся:

а) акватории морских портов в пределах, ограниченных линиями, проходящими через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11);

б) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, а ширина входа между отметками наибольшего отлива не превышает 24 морских мили (ст. 10);

в) так называемые исторические заливы, например Фанди (США), Гудзонов (Канада), Бристольский (Великобритания) и др. В России к историческим водам относятся заливы Петра Великого, Кольский, Белое море, Чесская и Печерская губы, проливы Вилькицкого и Санникова и некоторые другие воды.

Правовой режим внутренних вод регулируется национальным законодательством с учетом норм международного права. Прибрежное государство осуществляет в своих внутренних водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех судов, плавающих под любым флагом, само устанавливает условия судоходства. Заход иностранных судов во внутренние воды осуществляется, как правило, с разрешения этого государства (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов). Военные корабли других государств могут заходить во внутренние воды либо по разрешению, либо по приглашению прибрежного государства. Иностранные суда, находящиеся во внутренних водах другого государства, обязаны соблюдать правила судоходства, законы и обычаи прибрежного государства.

Россия в духе дружбы и взаимопонимания стремится решать со странами-соседями пограничные вопросы во внутренних водах. Например, с Украиной подобные вопросы возникали в 2002–2003 гг. в Азово-Черноморской акватории (район о. Тузла). Азовское море, находившееся длительное время под суверенитетом одного государства – СССР, а теперь двух государств – Российской Федерации и Украины, объявлено историческими водами. О том, что эти воды имеют статус внутренних, как и Керченский пролив, гласит ст. 5 Договора о российско-украинской Государственной границе от 28 января 2003 г. Стороны согласились на совместное использование Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод обоих государств. Керченский пролив не охвачен Конвенцией ООН по морскому праву и не объявлен открытым для свободы судоходства всех стран. Он относится к категории проливов, имеющих режим внутренних вод двух дружественных государств, используемых ими по двустороннему российско-украинскому договору о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. Согласно этому договору, Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами обоих государств и разделены по линии Государственной границы (ст. 1). Государственные суда под флагом России или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства. Суда под флагами третьих государств также пользуются правом свободного прохода, если они направляются в российский или украинский порт или возвращаются из него. Военные корабли и другие государственные суда третьих государств могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются с визитом или деловым заходом в порт одной из стран по ее приглашению или разрешению, согласованному с другой стороной договора (ст. 2). По мере необходимости стороны проводят консультации по практическим вопросам сотрудничества.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6