ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Безъядерная зона является частично демилитаризованной, так как в ее границах не должно размещаться ядерное оружие, а также частично нейтрализованной, так как она изымается из сферы применения ядерного оружия в случае возникновения вооруженного конфликта.

Частичная демилитаризация космического пространства устанавливается Договором о космосе, согласно которому стороны взяли на себя обязательство не выводить на околоземную орбиту объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения; не устанавливать ядерного оружия на небесных телах; не размещать его в космическом пространстве каким-либо образом.

В Договоре о космосе устанавливается полная демилитаризация Луны и других небесных тел, т. е. закрепляется обязательство государств использовать Луну и другие небесные тела исключительно в мирных целях. На небесных телах запрещается создавать военные базы, военные сооружения и укрепления, испытывать любые типы оружия и проводить военные маневры.

Демилитаризация и нейтрализация морского дна за пределами территориальных вод освещены в Договоре о морском дне.

Антарктика демилитаризована и нейтрализована в соответствии с Договором 1959 г., согласно которому она не может быть использована в качестве театра военных действий; здесь запрещается проводить какие-либо мероприятия военного характера, включая любые ядерные взрывы.

Арктика прилежит к берегам России, США, Канады, Норвегии и Дании (о. Гренландия). Русские мореплаватели еще в XI в. вышли в моря Северного Ледовитого океана. Царская Россия нотификацией 1916 г. включила в состав своей территории все северные земли сибирского континентального плоскогорья. 4 ноября 1924 г. советская Россия в ноте всем государствам подтвердила это положение. В 30-е годы XX в. сложилась обычная норма международного права деления северных полярных пространств на секторы по принципу тяготения их к побережьям прибрежных государств. Эта норма сложилась на основе длительного фактического разграничения прав и интересов соответствующих государств, признания за ними приоритета в исследовании и освоении соответствующих районов. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. были определены точные границы советского (ныне – российского) сектора Арктики и закреплено положение, согласно которому все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные в данном секторе, составляют территорию России. Российский арктический сектор включает в себя около 9 млн км2, из которых 6,8 млн км2 – водное пространство.

Таким образом, главная особенность правового режима Северного Ледовитого океана и примыкающих к нему морей состоит в том, что в силу секторального деления Арктики прибрежные государства получили определенные права в этих секторах. И хотя вопрос об объеме прав является весьма сложным, наличие этих прав – общепризнанный факт.

Режим прибрежных морских вод в Арктике имеет некоторые особенности. В ноте МИД РСФСР Норвегии от 4 мая 1920 г. говорилось о правах советской России на Белое море, а в Декрете СНК РСФСР от 24 мая 1921 г. – на Баренцево море. Россия не без основания рассматривает моря Карское, Лаптевых и Восточно-Сибирское как исторические моря заливного типа и внутренние национальные морские пути, на которые по праву можно распространить режим внутренних морей России на следующих основаниях. Во-первых, большую часть года они покрыты льдом, который можно рассматривать как продолжение сибирской суши на север. Во-вторых, Российское государство в течение трех веков владело Карским морем, согласно императорским указам (1617, 1620), и иностранные государства не возражали против этого. В-третьих, это моря заливного типа, ограниченные со стороны океана обширными архипелагами и островами. Здесь нет международных морских путей, а проходит главная национальная морская коммуникация России – Северный морской путь. Он проходит в основном в прибрежных морских водах, через проливы, перекрываемые территориальными водами или исторически принадлежащие России. Конвенция ООН по морскому праву (1982) предоставляет право приарктическим государствам принимать меры для охраны природной среды в своих секторах. В соответствии с законодательством России в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью нашей страны, предусматривается создание системы заповедников, заказников; к судам, плавающим в этом районе, предъявляются повышенные требования, исключающие загрязнение вод.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9