МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

В Международной конвенции о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей (1990), содержится международное определение различных категорий трудящихся-мигрантов. Конвенция закрепляет ответственность принимающих государств в отношении поощрения прав мигрантов и обеспечения их защиты. Один из протоколов 2000 г. о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, дополняет Конвенцию ООН о борьбе транснациональной организованной преступностью. Другой протокол 2000 г. направлен на борьбу с незаконным ввозом мигрантов по суше, морю и воздуху и на предотвращение такого ввоза. Этот документ подтверждает, что миграция не является преступлением и что мигранты могут быть жертвами международных преступных деяний.

Европейское иммиграционное право наиболее эффективно действует в рамках Европейского союза, установившего, что свободное передвижение людей необходимо для формирования единого рынка, который является конечной целью Союза, и зависит, в частности, от создания общего режима миграции и унификации национальных правил и политики, касающихся населения третьих стран. Хотя Соглашение ЕС предусматривает принцип свободного передвижения людей, возможности этой гарантии и способы ее выполнения являются предметом общего согласия государств ЕС. Основное разногласие между ними состоит в том, включает ли свободное движение только граждан Евросоюза или также граждан третьих стран и в какой степени члены Союза сохраняют право ограничивать миграцию этих лиц. Решение этих вопросов зависит от межправительственного сотрудничества между государствами-членами и сотрудничества вне юрисдикции учреждений Евросоюза. Регулирование свободы передвижения граждан на уровне Евросоюза было сопряжено с трудностями и осуществлено на субрегиональном и двустороннем уровнях в форме межправительственных соглашений. Наиболее известно шенгенское соглашение 1990 г., в котором 10 членов ЕС согласились отменить внутренние границы и сотрудничать в охране внешних границ. Шенгенское соглашение положило начало более широкой интеграции иммиграционного учета. По этим вопросам было заключено Дублинское соглашение (1995), в котором определены условия иммиграции, виз и полисов убежища, сотрудничества в областях охраны внешних границ, приведения в исполнение национальных законов и установления единой системы.

Иммиграционное право СНГ в основном придерживается практики заключения двусторонних соглашений по частным аспектам иммиграции, по пограничным вопросам. Доминантой этих соглашений является упрощение процедуры въезда в страны – участницы соглашений и в конечном счете поощрение миграционных прав населения. Так, были заключены: Соглашение между правительствами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана о взаимных безвизовых поездках граждан (2000); Соглашение о безвизовых поездках граждан России с Арменией (2000), Украиной (1997), Молдавией (2000); Соглашение с Туркменией о взаимных поездках граждан (1999). Страны СНГ предпринимают ряд согласованных мер по укреплению внешних границ и унификации правил въезда и выезда, миграционного контроля. Сложившаяся система двусторонних соглашений по вопросам миграции, безвизовых поездок нуждается в совершенствовании в связи с необходимостью усиления борьбы с международной преступностью и взаимной защиты национальных интересов наших стран.

Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12 13 14