ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

Становление Евросоюза происходило по мере усиления интеграционных процессов в Западной Европе, которое прошло путь от Европейского объединения угля и стали, через Европейское экономическое сообщество к полномасштабному Союзу. Европейский союз сегодня – это организация со сложной, комплексной структурой, складывающейся из многих компонентов. Функционирование каждого из них подчиняется разным по характеру и содержанию правовым актам. Важным условием целостности Евросоюза выступает также наличие единой системы руководящих органов и институтов.

На рубеже XXI в. Евросоюз вступил в новый этап преобразований, цель которых – сделать эту организацию более демократической и способной эффективно функционировать. Амстердамский договор (1997) и Ниццкий договор (2001) внесли изменения в содержание учредительных документов Евросоюза. В 2002 г. был созван «Конвент о будущем Союза», в который вошли депутаты Европарламента, Еврокомиссии, представители глав государств и правительств. Председателем Конвента стал бывший президент Франции В. Жискар д'Эстэн, под руководством которого была осуществлена разработка Конституции Евросоюза.

Евросоюз обладает международной правосубъектностью (Конституция ЕС, ст. 1–7) и выступает как надгосударственная (наднациональная) организация, в пользу которой государства ЕС добровольно ограничили свой суверенитет. Евросоюз – это государственно-подобное образование, постепенно эволюционирующее в сторону конфедерации. Он наделен статусом международной межправительственной организации.

Федерализация представляет собой долгосрочную доминанту современного развития Евросоюза. По мере разворачивания интеграционных процессов федерализация воплощается в построении общего рынка, на основе которого создается пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное перемещение товаров, людей, услуг и капиталов (Договор об учреждении Европейского сообщества, ст. 14). Наряду с этим Евросоюз уважает равенство государств-членов, а также их национальную самобытность, неотъемлемую от их основных политических и конституционных структур, включая региональное и местное самоуправление.

ЕС уважает неотъемлемые функции государства, включая обеспечение его территориальной целостности, поддержание правопорядка и обеспечение национальной безопасности (Конституция ЕС, ст. 1–5).

Ц е л и Евросоюза, состоят в обеспечении мира и благосостояния его народов, сохранении ценностей Союза (Конституция ЕС, ст. 1–3). Евросоюз предлагает своим гражданам пространство свободы, безопасности и правосудия без внутренних границ, внутренний рынок, где конкуренция свободна и совершенна. Союз функционирует для обеспечения устойчивого развития Европы, основанного на сбалансированном экономическом росте и стабильности цен, высококонкурентной социально-ориентированной рыночной экономике, стремясь к обеспечению полной занятости и общественного прогресса, а также достижения высокого уровня защиты и улучшения качества окружающей среды. Он способствует научно-техническому прогрессу. ЕС борется с социальным отторжением и различными формами дискриминации и способствует обеспечению правосудия и социальной защиты, равенства женщин и мужчин, солидарности между поколениями и защиты прав ребенка. ЕС способствует экономической, социальной и территориальной сплоченности и солидарности между государствами-членами. Евросоюз уважает богатство культурного и языкового многообразия и обеспечивает сохранение и развитие европейского культурного наследия.

В своих отношениях с остальным миром Евросоюз утверждает и продвигает свои ценности и интересы. Он способствует миру, безопасности и устойчивому развитию планеты, солидарности и взаимному уважению между народами, свободной и честной торговле, ликвидации бедности и защите прав человека, в особенности – прав ребенка, а также строгому соблюдению норм и развитию международного права, включая уважение принципов Устава ООН. Достижение этих целей осуществляется строго в рамках полномочий, предоставленных ЕС Конституцией и другими актами.

Компетенция Евросоюза

определяется принципами: а) атрибутивности, б) субсидиарности, в) пропорциональности (Конституция ЕС, ст. 1—11).

Принцип атрибутивности означает, что ЕС действует в рамках той компетенции, которой его наделили государства-члены; вопросы, не подпадающие под юрисдикцию Союза, остаются в компетенции государств-членов.

Принцип субсидиарности предполагает, что если цели предполагаемого действия не могут быть достигнуты в достаточной мере на национальном, региональном или локальном уровнях с участием государств-членов, то они должны быть более успешно достигнуты Союзом в тех областях, которые не подпадают под его исключительную юрисдикцию.

Принцип пропорциональности состоит в том, что содержание и форма инициатив Евросоюза не могут идти далее того, что необходимо для достижения его целей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6